Перейти к содержимому

АЗЕРБАЙДЖАН – АРМЕНИЯ: ВООРУЖЕНЫ и ОПАСНЫ

Возможен ли военный паритет между Ереваном и Баку как гарантия мира?

В опубликованной на сайте Бакинского пресс-клуба статье представлены новые тенденции в приоритетах военных расходов Армении и Азербайджана после войны 2020 года. Казалось, что по итогам кровавого трёхлетнего периода две конфликтующие страны должны были бы снизить темпы милитаризации и перенаправить ресурсы на мирное русло. Однако реальность показывает другое. Армения, по сути приняв итоги войны 2020 года, заявляет о намерении мирного сосуществования с Азербайджаном, и в то же время не отказывается от политики приобретения нового оборонительного вооружения, считая это гарантией жизнеспособности страны. С другой стороны, Баку тоже продолжает вооружаться, выражая опасение возможного реванша с армянской стороны.
К чему приведет такая политика Баку и Еревана? Может ли гонка вооружений стать гарантией мира или она открывает новое окно в новую войну?

Тезис, согласно которому лучшей гарантией мира между Баку и Ереваном является военный паритет, в Армении популярен. По крайней мере, такое впечатление создается, когда читаешь заявления политиков, слушаешь выступления экспертов, просматриваешь материалы средств массовой информации и отклики на них в социальных сетях. Причем, не только армянских. Зеркальное отражение тема находит и в азербайджанских СМИ.

Как развивались военные потенциалы Армении и Азербайджана за годы конфликта? До какого уровня они дошли непосредственно перед Второй Карабахской войной, в каком направлении движутся теперь? Кто сегодня интенсивнее вооружается? И вообще: насколько реально достижение военного баланса между Азербайджаном и Арменией в обозримом будущем? Подумали, посчитали вообще, к чему может привести подобная постановка вопроса?

Когда двое вооружаются, значит, это к миру?

А что если Армения с помощью новых друзей за короткое время действительно сравняется с Азербайджаном в военной силе, и тогда два вооруженных до зубов государства поймут, что теперь уже нет смысла пускать в ход эту смертоносную технику. Получишь адекватный ответ, и дело закончится взаимным истреблением. Следовательно, мы, наконец, осознаем неизбежность мирного сосуществования! Возможно, даже начнем договариваться о “паритетном” разоружении. Потому как сохранять баланс на пике военных расходов слишком тяжелая нагрузка на молодые экономики. Формирование и обслуживание одной лётной эскадрильи сегодня требует больше расходов, чем содержание целого города или сельскохозяйственного района.

Кстати, паритет в военном отношении между Азербайджаном и Арменией уже был, но решению проблемы он не помог. После перемирия в 1994-м году еще несколько лет сохранялся баланс в оборонных расходах конфликтующих стран. Согласно данным Стокгольмского Международного Института по изучению проблем мира (SIPRI), он стал заметно нарушаться к концу 1990-х годов, а уже в 2001 году Азербайджан удвоил разницу в военном потенциале. В начале 2010-х годов разрыв дошел до 8,5 раз. Но исторического максимума военные расходы Азербайджана достигли в 2014 году – 3.43 млрд долларов США против 0.46 млрд долларов в бюджете Армении.

В итоге, потратив на реформу и перевооружение более 32 млрд долларов США, Азербайджан за четверть века создал современную, готовую к боевым действиям в новых условиях армию. Оборонные расходы Армении за этот период составили чуть более 7 млрд долларов США.

Чем это закончилось в судьбоносном 2020-м, известно.

Изучив эту таблицу, не стоит сразу обвинять армянских лидеров в том, что они жалели денег на свою армию, забыли о военном паритете с Азербайджаном. Как ни парадоксально, все эти 25 лет, включая 2020 год, Армения, являясь одной из самых милитаризованных государств мира, выделяла армии в процентном отношении даже больше бюджетных средств, чем Азербайджан. Об этом свидетельствует Глобальный рейтинг милитаризации (GMI), составляемый Международным Центром Изучения Конфликтов (BICC) в Бонне. Рейтинг указывает место страны среди 194 государств мира, исходя из доли военных расходов в бюджете каждого из них.

Армения старалась дать армии денег по самому максимуму: столько, сколько позволял бюджет, не оголяя полностью другие сферы жизни. По весу военных затрат в государственных расходах она неизменно опережала Азербайджан и даже дошла до 2-го места в списке наиболее милитаризованных стран планеты. Но все дело было в точке отсчета. Если твой бюджет в совокупности меньше одних только оборонных расходов противника, то тут какими-то процентами ничего не добьешься. Именно так обстояло дело в начале 2010-х годов на Кавказе.

Pressklub.az писал о том, что война 2020 года между Азербайджаном и Арменией многое «на земле» изменила, однако удивительным образом не затронула мышление людей. Дух конфронтации был перенесен из одной плоскости в другую, методы решения проблемы во многом остались прежними. Конфликт продолжает жить в головах, которые заняты теми же мыслями, что и до войны: накачать мышцы, закупить больше оружия, обзавестись новыми военными союзниками.

В перерыве между войнами: Азербайджан

Сегодня Армения хочет ликвидировать свою зависимость от России, в том числе по части военных поставок. Происходит это громко, сопровождается постоянными скандалами. Азербайджан прошел этот путь лет 7-8 назад без всякого шума. Уже в 2016-2020 годах на долю России приходилось лишь 16% военных закупок Баку по сравнению с 79% в 2011-2015 годах. В декабре 2016 года на совместной пресс-конференции с израильским премьер-министром Президент Алиев впервые заявил о заключении крупного военного контракта с Тель-Авивом на сумму 4,85 млрд долларов и о том, что большая часть поставок уже завершена. По данным SIPRI, в последующие пять лет Азербайджан поглощал 16% всего экспортируемого этой страной оружия. В целом же, основными его военными поставщиками с 2016 года до Второй Карабахской войны стали Израиль (68%), Россия (16%), Турция (6%), Беларусь (4,6%), Словакия (2,6%).

Таким образом, в 2011-2020 годах Азербайджан превратился в самого крупного в Европе и 23-го в мире импортера оружия, приобретя его, по оценкам SIPRI, на 3,345 млрд TIV (Армения накопила за тот же период 398 млн TIV. SIPRI использует уникальную систему ценообразования: TIV измеряет военный потенциал, переданный импортеру в результате сделки, а не финансовую стоимость поставок. Это создает более четкое представление о мощи приобретенного оружия).

После войны Азербайджан резко снизил активность на рынке оружия, однако вскоре так же резко стал вновь набирать обороты. В августе 2021 года израильские и азербайджанские газеты сообщили о готовящемся между странами очередном крупном контракте на поставку оружия стоимостью 2 млрд долларов. Специализированное издание Defence Industry Europe раскрыло некоторые детали: в рамках сделки будут приобретены системы противовоздушной обороны Barak MX. Это — мобильные системы, способные защищать как от ракет различных модификаций, так и самолетов, вертолетов, БПЛА.

Через некоторое время базирующийся в Вашингтоне Middle East Institute опубликовал статью, где говорилось, что израильские корпорации “Meteor Aerospace” и “SpearUAV” до 2024-го года поставят в Азербайджан очередную партию военной техники. “SpearUAV“ занимается разработкой и производством беспилотных летательных аппаратов, а “Meteor Aerospace“ уже более 30 лет специализируется на создании ракетных комплексов, спутников и противовоздушных оборонительных систем. Институт утверждал, что Meteor Aerospace и Caspian Ship Building Company (CSBC) даже учредили в Баку совместное предприятие для выполнения будущих контрактов.

В декабре 2021 года Союз экспортеров Турции (TİM) сообщил, что Азербайджан вышел на второе место по импорту военной техники турецкого производства, отставая только от США. Сегодня в арсенале азербайджанской армии имеются более современные беспилотные летательные аппараты, чем те, которые применялись во время 44-дневной войны – дроны “Bayrakdar TB-3” и “Akıncı”.

Одновременно Азербайджан расширяет географию военных поставок, стремясь заключать новые договоры прежде всего с европейскими странами. В сентябре 2021 года в ряде информационных служб со ссылкой на газету La Repubblica прошла информация о том, что на “Техническом столе“, созданном между оборонными ведомствами Италии и Азербайджана, обсуждается “вклад Италии в план модернизации ВС Азербайджана” и ведутся переговоры “о закупке крупнокалиберного вооружения” на сумму до 2 млрд долларов. А в прошлом году президент Сербии Александр Вучич заявил, что его страна уже заключила с Азербайджаном контракт на поставку самоходных артиллерийских установок. По сообщениям СМИ, речь идет о 48 гаубицах “Nora B52” стоимостью 339 миллионов долларов. Они предназначены для уничтожения артиллерийских батарей, бункеров противника, открытия проходов в заминированных зонах, оснащены новейшим оборудованием, включая радары и сенсоры, для моделирования боевых ситуаций.

В перерыве между войнами: Армения

Вплоть до начала Второй Карабахской войны Армения была крепко привязана к военно-промышленному комплексу России, который технически поддерживал ее армию. Почти 94% оружия в 2011-2020-х годах Ереван получил из Москвы. Вторым более-менее заметным военным поставщиком была Иордания (5.2%). Однако оружие, которое Ереван приобрел у Аммана, тоже оказалось российского, точнее, советского производства. Осенью 2017 года Иордания, модернизирующая свои вооруженные силы, выставила на продажу 52 боевые машины самоходного зенитно-ракетного комплекса “Оса АКМ“. Их через посредника приобрела компания Давида Галстяна и после ремонта переправила в Армению.

За счет этих поставок (плюс кое-какие боеприпасы из Украины), по данным SIPRI, Армения в 2011-2020 годах заняла 67 место в мире по импорту оружия и за десять лет почти в девять раз отстала от Азербайджана в развитии военного потенциала. Некоторые источники считают, что SIPRI не учитывал все виды военно-технического сотрудничества Москвы с Ереваном, но теперь это не имеет значения: основная часть техники, которую армянская армия получила до 2021 года от России, была выведена из строя во время 44-дневной войны. Азербайджанская сторона утверждает, что сумма уничтоженной или захваченной на войне армянской техники и оружия превышает 5 млрд долларов.

Еще не придя в себя от поражения, Армения приступила к восстановлению армии. По данным SIPRI, уже в 2021 году, впервые в XXI веке Армения опередила Азербайджан по активности на рынке вооружений. А по итогам трех послевоенных лет (2021-2023) она заняла 77 место (25 строчек выше Азербайджана) среди всех импортеров мира. Ее главными военными поставщиками за этот период были Индия (52%), Россия (42%) и Франция (5,6%).

Очевидно, что правительство Пашиняна находится в поиске новой системы безопасности. Ее основной принцип, словами секретаря Совета Безопасности страны Армена Григоряна, можно сформулировать следующим образом:

“Мы связали все наши гарантии безопасности с Россией как минимум до декабря 2021 года. Союзники Армении просто не помогли ей, когда она столкнулась с угрозой. Принимая это во внимание, Армения начала диверсификацию и поиск новых гарантий безопасности”.

Важное место в оборонной стратегии занимает выбор военных партнеров. После 44-дневной войны Армения вела интенсивные переговоры с Индией. По сообщениям прессы, с индийскими компаниями были заключены контракты на сумму свыше 600 млн долларов. Дели продал Еревану два мобильных зенитно-ракетных комплекса “Akash”, способных поражать одновременно несколько целей, а в дальнейшем удвоил их количество.

Армения также получила от Индии системы реактивного залпового огня “Pinaka”, противотанковые ракетные комплексы “Konkurs”, 80 и 155 миллиметровые гаубицы на грузовиках, мобильные радары ”Svati” для обнаружения и отслеживания источников обстрела. Индийские газеты пишут, что в ближайшее время Армении будет передана партия гаубиц “ATAGS”, которые хорошо зарекомендовали себя в горных боях, еще на сумму 150 миллионов долларов.

Есть сообщения о достижении согласия между Ереваном и индийской компанией ”Zen Technologies” о поставке современных антидроновых систем ZADS, поступивших на вооружение всего три года назад. ZADS нарушает систему связи вражеских БПЛА и нейтрализирует их. Недавно стороны подписали договор об открытии филиала ”Zen Technologies” в Ереване, что говорит о наличии больших планов.

Вместе с тем, наиболее высокие темпы роста показывает динамика военного сотрудничества между оборонными ведомствами Армении и Франции. Согласно договору, подписанному их руководителями, Париж передаст Еревану 3 радарные системы “Ground Master 200” (GM200) из группы обороны “Thales”. Они способны быстро обнаруживать и отслеживать разные летательные аппараты, включая крылатые ракеты. Военные министры подписали также меморандум о намерениях Франции поставить Армении зенитно-ракетные комплексы “Mistral”, предназначенные для поражения низколетающих объектов.

В октябре 2023 года, в ответ на предупреждение Азербайджана о том, что французское оружие может стать причиной новой войны в регионе, министр обороны этой страны Себастьян Лекорню заявил, что Париж и дальше будет помогать модернизации армянских войск. А во время повторного посещения Еревана в феврале 2024 года Лекорню рассказал, насколько серьезны намерения Парижа:

«Мы говорили о ракетах “Mistral”. Это ракетные устройства малой дальности. Научиться их использовать довольно легко, у нас уже было одно обсуждение о защите такого слоя. В качестве второго слоя мы предложим защиту воздуха среднего уровня. Я просто представляю возможности Франции в области вооружения и обучения. Есть еще вопрос производства. И как я уже сказал, есть еще защита последнего слоя, это гораздо более серьезная технология. В частности, речь идет о радарах “Thales”, и в ближайшее время будут поставлены радары GM200”.

Одновременно Ереван, как и Баку, ищет возможности для расширения географии военных поставок. Недавно Армения подписала договор о военно-техническом сотрудничестве с Грецией. А в начале марта 2024 года министр обороны Армении Сурен Папикян провел переговоры в Иране с высшим руководством этой страны. «Был достигнут ряд договоренностей по вопросам, представляющим взаимный интерес», — сообщило Министерство обороны Армении по итогам визита.

Вооружимся во имя мира

Все данные о количестве и характере оружия, приведенные выше, взяты из открытых источников, хотя каждый понимает, что это – не самая важная часть информации. Самая важная ее часть засекречена и является государственной тайной.

Но и сказанного вполне достаточно, чтобы иметь представление о процессе, внутри которого созревают ядовитые плоды недорешенного конфликта. Мы находимся на высокотехнологическом витке гонки вооружений, которая с 2021 года набирает невиданные ранее обороты. При том, что заключение договора о мирном решении оставшихся после двух войн спорных вопросов сильно затягивается (коммуникации остаются закрытыми, напряженность вокруг судьбы анклавов и принадлежности многих участков земель в приграничных зонах растет, дипломатические и информационные «бои» продолжаются, т.д.), это становится все более угрожающим. К чему, кроме как к третьей войне, такая ситуация еще может привести по логике вещей при наличии бесконечного количества рисков?

Наблюдаемые после 2020 года тенденции в построении армяно-азербайджанских отношений подсказывают, что тезис об интенсивном вооружении Еревана с целью установления военного паритета между государствами лишь внешне может показаться разумным и приятным для уха отстающей стороны. На самом деле он выглядит нереальным, по крайней мере, в ближайшие десятилетия и, говоря словами министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова, звучит “подстрекательски”.

Таблица военных расходов Армении и Азербайджана за послевоенные годы лучшее тому подтверждение.

На современной войне очень многое решают деньги. Мы видим, что и по темпам роста военных расходов, и по уровню милитаризованности бюджета Армения опережает Азербайджан. Но все надежды догнать соседа улетучиваются, как только проценты переводим в доллары. С 2021 по 2023 год Баку потратил на усиление армии 9,25 млрд, а Ереван – 2,65 млрд долларов США. Дисбаланс не только не сократился, а вырос еще на 6.6 млрд. Даже при нынешнем высоком уровне военных расходов, Еревану понадобятся пять лет, чтобы ликвидировать его. Это если не учитывать 25 миллиардную разницу, сформировавшуюся до начала Второй Карабахской войны, а также предположить, что Азербайджан заморозит все свои расходы на оборону. Но непохоже, что у Баку имеются такие планы. Он внимательно следит за действиями Еревана и активно принимает контрмеры. Выше был уже приведен график, где увеличивающееся расстояние между двумя кривыми демонстрировало растущую разницу в военной мощи Азербайджана и Армении в 2010-х годах. Посмотрим, как меняется ситуация в 2020-х:

Азербайджан все выше поднимает планку, а в нынешнем году выделил на оборону аж в два с половиной раза (в точности 2.7) больше денег, чем Ереван, обещая сохранить такое превосходство на много лет. И как при этих реалиях Армения может добиться военного паритета, который, по мнению ряда политиков и экспертов, является чуть ли не единственной “надежной гарантией” устойчивого мира в регионе? Или действительно в мире существует страна, готовая ежегодно компенсировать Еревану недостающие средства?

Оказывается мир стоит дороже войны

Военные приготовления стали для нас нормой, настолько привычной частью жизни, что мы перестали задумываться о нагрузке оборонных расходов на бюджеты стран. То, что по последним данным, Армения занимает 3-е место в мире по милитаризованности, а Азербайджан 9-е, на самом деле не хорошая, а плохая новость для остальных сфер жизни в обеих республиках. Да, Армения добилась абсолютного рекорда, увеличив в 2023 году военные расходы сразу на 47% и доведя их в 2024-м до 1,4 млрд долларов, но на образование + науку + культуру + спорт в совокупности смогла выделить из бюджета только 60% этой суммы. А Азербайджан достиг новой вершины, доведя военные расходы практически до 4 млрд долларов. Но примерно такую же диспропорцию мы наблюдаем при сравнивании двух статей в его бюджете: на оборону и на социальную защиту населения. Армяне и азербайджанцы терпели лишения, будучи уверенными в том, что наступит мир, и они решат свои проблемы, связанные с образованием, здоровьем, пенсионным обеспечением и т.д. и т.п., но теперь оказывается, что поддержание мира стоит дороже войны.

Ариф Алиев,
Тургут