Перейти к содержимому

ИЗМЕНЕНИЯ В НАХИЧЕВАНЕ: ВЫХОДИТ ЛИ АЗЕРБАЙДЖАН ИЗ МОСКОВСКОГО И КАРССКОГО ДОГОВОРОВ?

8 июля этого года парламент Азербайджана, Милли Меджлис, в третьем чтении принял проект конституционного закона “О внесении изменений в Конституцию Нахичеванской Автономной Республики”. Хотя формально Нахичеванская Автономная Республика не распускается, по оценкам наблюдателей, Баку фактически ликвидирует остатки автономии этого региона. Наряду с закрытием на официальном уровне темы Нагорного Карабаха данный процесс формирует новые реалии на Южном Кавказе.

Самые существенные изменения касаются первых двух ключевых положений (преамбулы) Конституции Нахичевана, которые были попросту удалены из текста. В этих положениях, которые, по сути, являлись базовыми для Основного закона НАР на протяжении более ста лет, отмечалось, что “основы автономии Нахичевана заложены действующими международными договорами – Московским от 16 марта 1921 года и Карсским от 13 октября 1921 года”. Также там представлялось, как развивалось правовое название Нахичевана за последнее столетие: “Начиная с 16 марта 1921 года, регион сначала назывался Нахичеванской Советской Социалистической Республикой, с 16 июня 1923 года – Нахичеванским краем, с 9 февраля 1924 года – Нахичеванской Автономной Советской Социалистической Республикой, а с 17 ноября 1990 года – Нахичеванской Автономной Республикой”.

Не будет преувеличением сказать, что, внося такие изменения, Азербайджан, по сути, выходит из российско-турецких договоров 1921 года, которые после военных действий более века назад с участием двух держав, граничащих с Южным Кавказом – России и Турции — политически и юридически определяли структуру Южного Кавказа.

Они также устанавливали присутствие и власть Москвы в этом регионе, который в течение семи десятилетий после подписания этих документов входил в состав России (Советского Союза). Однако с 1991 года российское влияние здесь неуклонно снижается, особенно после 44-дневной  войны 2020 года.

В статье 3-й Московского договора от 16 марта 1921 года прямо указано: “Обе договаривающиеся стороны [Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика и Правительство Великого Национального Собрания Турции] согласны, что Нахичеванская область в границах, указанных в приложении (С) настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората никакому третьему государству”.

Аналогичные положения закреплены и в Карсском договоре от 13 октября того же года. В статье 5-й значится: “Правительство Турции и Правительство Советской Армении и [Советского] Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определенных в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана».

Что бросается в глаза — оба договора, Московский и Карсский, определяют Нахичеван как территорию, переходящую под протекторат Азербайджана, под его покровительство, и ни в одном из них не указывается, что он является частью Азербайджана.

Не менее примечателен и тот факт, что, как отмечалось выше, изначально эта область именовалась Нахичеванской Советской Социалистической Республикой, подобно Азербайджанской ССР или Армянской ССР. Иными словами, регион не сразу вошел в состав Азербайджанской ССР после её образования. Даже в последней Конституции Нахичеванской АССР советского периода, принятой в 1978 году (до этого в Нахичеване основные законы принимались  в 1926 и 1937 годах), хотя и упоминалось, что государственные и общественные организации, а также должностные лица должны руководствоваться конституциями СССР, Азербайджанской ССР и Нахичеванской АССР, а также советскими законами (статья 4), но прямого указания на то, что Нахичеванская АССР является частью Азербайджанской ССР, не было (тогда как в Конституции Азербайджанской ССР 1978 года говорилось, что Азербайджанская ССР состоит из Нахичеванской АССР и Нагорно-Карабахской автономной области — статья 78).

Прямое упоминание в Конституции Нахичевана о нахождении края в составе Азербайджана появилось лишь после образования нынешней независимой Азербайджанской Республики. В частности, этот статус фиксировался в Основном законе НА Республики, принятой в 1998 году. Согласно статье 1 этой Конституции, “Нахичеванская Автономная Республика является демократической, правовой, светской автономной республикой в составе Азербайджанской Республики”.

В результате недавних июльских изменений в конституции Нахичевана формулировка из 134-й статьи Конституции Азербайджана (принята в 1995 году), гласящая, что Нахичеванская Автономная Республика является автономным государством в составе Азербайджанской Республики, была перенесена в преамбулу документа . Ранее, как отмечено выше, в преамбуле упоминались Московский и Карсский договоры 1921 года с их правовыми нормами, касающимися статуса региона. Таким образом, можно сказать, что статус Нахичевана теперь определяется исключительно Конституцией Азербайджана.

Июльские поправки к Основному закону Нахичевана касаются и ряда других важных обстоятельств. Председатель парламента Нахичевана, Верховного меджлиса, лишается статуса высшего должностного лица края. Соответствующая статья исключена из новой редакции Конституции НАР. Изменяется и порядок его избрания: отныне не обязательно, чтобы руководителем Верховного меджлиса избирался человек, постоянно проживавший в Нахичеване не менее пяти последних лет.

Если раньше выборы в Верховный меджлис назначались руководителем парламента Нахичевана, то в новой редакции это прерогатива президента Азербайджана. Отныне правительство региона будет подчиняться именно ему, а не Верховному меджлису, как это было ранее. Президент Азербайджана будет назначать и освобождать от должности руководителей исполнительной власти в Нахичеване, и без согласия президента Азербайджана, подразделения центральных (то есть бакинских) органов исполнительной власти не смогут быть созданы или закрыты в Нахичеване.

Изменения в Нахичеване начались после 44-дневной войны 2020 года. В конце октября 2022 года была упразднена Служба государственной безопасности НАР. На её базе создано Нахичеванское главное управление Службы государственной безопасности Азербайджанской Республики. Сменился и руководитель органа: на эту должность был назначен Мохсун Ашуров – “человек со стороны”, ранее отвечавший за безопасность бакинского аэропорта.

Всего через три недели именно возглавляемый Ашуровым орган выявил крупные хищения в Государственном таможенном комитете (ГТК) Нахичеванской Автономной Республики. Один из высокопоставленных сотрудников комитета был арестован. Ещё через неделю, в конце ноября, указом президента Ильхама Алиева Нахичеванский ГТК был расформирован и преобразован в Нахичеванское главное таможенное управление ГТК Азербайджана.

Однако наиболее значимое изменение произошло месяц спустя после этих событий. 21 декабря 2022 года, сославшись на проблемы со здоровьем, подал в отставку Васиф Талыбов, председатель Верховного меджлиса региона, который возглавлял НАР более 27 лет. Его фактическое влияние в регионе было значительным, что вызывало беспокойство определенных кругов в Баку.

Нелишне отметить, что после ухода Талыбова успели быть избранными три руководителя нахичеванского парламента, ни один из которых не оставался на этом посту даже года. Вероятно, в Баку считают, что нельзя позволять кому-либо долго руководить регионом.

Так или иначе, на следующий же день после отставки Васифа Талыбова, 22 декабря, указом Ильхама Алиева в регионе был создан новый государственный орган – Полномочное представительство президента Азербайджана в Нахичеване. Главу этой структуры соответственно назначает и освобождает от должности президент Азербайджана, его полномочия установливаются президентом Азербайджана, а центральные и местные органы исполнительной власти и другие региональные органы управления должны осуществлять свою деятельность в Нахичеване, координируя её с полномочным представителем.

Примечательно, что указ о создании Полномочного представительства президента Азербайджана в Нахичеване уже в июле этого года нашёл отражение в новой версии Конституции НАР.