Перейти к содержимому

КАКОВ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ АРМЕНИЕЙ И АЗЕРБАЙДЖАНОМ?

Мир, взаимное доверие и развитие в любом регионе основываются прежде всего на общих интересах. Мирные договоры, соглашения о делимитации границ или признание территориальной целостности друг друга не содержат эффективных гарантий, если они не закладывают основу для отношений, построенных на взаимной выгоде.

Южный Кавказ не исключение, причем ситуация здесь осложняется политикой и интересами соседних или вовлеченных держав, которые нередко оказывают разобщающее влияние в регионе, не способствуя формированию общих интересов между странами Южного Кавказа. Для взаимодействие стран региона существует дополнительная объективная основа, поскольку здесь пересекаются важные транспортные коммуникации Восток-Запад и Север-Юг, геополитическое и экономическое значение которых значительно возросло в последние годы — в первую очередь, вследствие войны в Украине, приведшей к закрытию маршрутов из Азии в Европу, проходивших через территорию России.

В общих чертах понятно, что соседи — Армения и Азербайджан — имеют потенциал для взаимовыгодного экономического сотрудничества. В конце концов, предшествующие примерно два столетия они находились в единой экономической системе — Российской империи и Советского Союза. Но какие возможности для возобновления и развития армяно-азербайджанских экономических связей имеют перспективу сегодня? В конце 2024 года армянский аналитический центр ACSES (Armenian Center for Socio-Economic Studies) при поддержке немецкого фонда имени Фридриха Наумана подготовил доклад («Расширение торгового потенциала на Южном Кавказе» / Scaling Up Trade Potential In South Caucasus), в котором содержится интересный анализ указанных вопросов.

В публикации исследуются тенденции и цифры, характеризующие внешнеторговые отношения трех южнокавказских стран в 2019-2023 годах, делается попытка понять, существуют ли в структуре экспорта и импорта Армении, Азербайджана и Грузии товары и услуги, которые они могут предложить друг другу. Например, если Азербайджан экспортирует нефть и газ, а Армения является импортером энергоносителей, то здесь очевидно совпадение интересов, и, можно сказать, что в этом направлении Армения и Азербайджан могут быть заинтересованы в сотрудничестве.

Вопрос расширения (а в случае Армении и Азербайджана — запуска) внутрирегиональных торговых связей между странами Южного Кавказа привлекает внимание еще и потому, что за последние три года в объемах внешней торговле всех трех стран региона наблюдается последовательный рост. Безусловно, одной из причин являются санкции, введенные в отношении России, вследствие которых значительная часть товаров и услуг, включенных во внешнеторговый оборот Южного Кавказа, в качестве конечного адресата имеют российский рынок. Однако накопление капитала, новых логистических возможностей и экономических контактов открывают новые горизонты для стран региона, что не может не отразиться и на перспективах торговли непосредственно между ними.

Согласно докладу, за исследованный период 2019-2023 годов импорт Армении вырос в 2.4 раза, составив в 2023 году 12 миллиардов долларов (в 2019 было 5 миллиардов), а экспорт — в 3.2 раза, превысив отметку в 8.3 миллиарда (в 2019 году было 2.6 миллиарда). По темпам роста экономика Армении опередила грузинскую и азербайджанскую, где цифры несколько более скромные, но также внушительные. В Азербайджане импорт с 13.6 миллиарда долларов в 2019 году вырос до 17.2 миллиарда в 2023 году. В случае экспорта рост еще более впечатляющий — с 19.6 миллиарда до 33.8 миллиарда.

Больше всего Ереван импортировал из России: в 2019-2023 годах 32% всего армянского импорта пришлось на российскую продукцию, 15% — на китайскую, а 6% — на иранскую. За тот же период доля России в экспорте из Армении также огромна — 37%. На втором месте Объединенные Арабские Эмираты — 14%, на третьем — Китай с 8%.

Авторы исследования обращают внимание, что, в отличие от Армении и Грузии, Азербайджан благодаря своим нефтегазовым ресурсам экспорту является преимущественно страной-экспортером. В 2019-2023 годах 88% всего азербайджанского экспорта составляли нефть и газ. За эти пять лет 41% азербайджанского экспорта пришелся на Италию, что, согласно докладу, почти полностью представлено нефтью, нефтепродуктами и природным газом. 13% направлялось в Турцию, из которых 85% — те же энергоносители, и 4% — в Израиль (большей частью опять же, энергоносители). Как и в случае Армении, основным поставщиком товаров в Азербайджан является Россия — 18% всего импорта. Второе и третье места по этому показателю занимают Турция и Китай — по 14%.

В Грузии за 2019-2023 годы импорт вырос с 9.5 миллиарда до 15,5 миллиарда долларов, а экспорт — с 3.7 миллиарда до 6 миллиардов. Первая тройка стран по импорту выглядит следующим образом: Турция — 17%, Россия — 11%, США — 9%. По экспорту лидируют Азербайджан — 13% (согласно докладу, почти половину грузинских поставок в эту соседнюю страну составил реэкспорт автомобилей), Россия — 12% и Китай — 10%.

По представлению авторов доклада, “внутренняя” торговля на Южном Кавказе способна вырасти более чем на 2.4 миллиарда долларов. Причем более 70% этого роста может прийтись на Азербайджан, около 18% на Армению и около 12% на Грузию.

Почему азербайджанская доля настолько велика? Потому что в случае открытия армяно-азербайджанской границы и “зеленого света” для совместной торговли, согласно расчетам авторов, азербайджанский экспорт в Армению может составить до 971 миллиона долларов (преимущественно энергоносители), а из Армении в Азербайджан — до 128 миллионов.

Экспорт из Армении в Грузию имеет потенциал роста до 313 миллионов долларов, а из Азербайджана в Грузию — до 745 миллионов долларов. Экспорт из Грузии в Армению может увеличиться до 103 миллионов долларов, а в Азербайджан — до 188 миллионов.

Исследование выделило основные товары, которые каждая страна может начать экспортировать или увеличить объем поставок в соседнее государство. Из Армении в Грузию это табак, медная руда и концентрат, стеклянные изделия. Из Армении в Азербайджан — шоколад и другие продовольственные товары, содержащие какао, овцы и рыба. Из Грузии в Армению — вино, текстиль и орехи. Из Грузии в Азербайджан — крупный рогатый скот, минеральные воды, овцы и удобрения. Из Азербайджана в Армению, как отмечалось выше — нефтепродукты, природный газ. Из Азербайджана в Грузию: нефтепродукты, природный газ, медная руда и концентрат.

Авторы исследования обращают внимание на то, что, хотя “внутренняя” торговля между странами Южного Кавказа имеет серьезный потенциал, особенно после открытия армяно-азербайджанской границы, однако, в то же время, ограниченная номенклатура экспорта из Армении, Азербайджана и Грузии не позволяет делать очень оптимистичные прогнозы относительно взаимной торговле. Соседи по региону не могут предложить друг другу то  разнообразие товаров и услуг, которое у них может быть в торговле со странами с более развитой экономикой.

Для продвижения “внутренней” торговли на Южном Кавказе авторы предлагают на начальном этапе сделать акцент на проведении встреч между бизнес-сообществами трех стран в формате B2B (business to business/бизнес — бизнес), поскольку работа в форматах B2C (business to customer/бизнес — клиент) пока невозможны из-за неурегулированности отношений между Арменией и Азербайджаном.

Еще одна идея, выдвинутая в исследовании — это создание Южнокавказской торговой палаты, которая объединила бы армянских, азербайджанских и грузинских предпринимателей. Она может служить координирующим органом для проведения встреч, мероприятий, расширения связей и защиты интересов бизнеса в регионе.

И, наконец, со временем можно создать зону свободной торговли в месте пересечения границ трех стран, что способно значительно стимулировать торговлю в регионе – то есть, в определенном смысле использование в узаконенной форме модели известного в 1990-е годы рынка в Садахло.