Еженедельный бюллетень ЕПК
2012
Апрель 27 - Май 3
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ ПРЕССЫ: ПРЕМИЯ "ВРЕМЯ СВОБОДЫ ПРЕССЫ" ВРУЧЕНА АННЕ ИСРАЕЛЯН

3 мая в Доме журналиста Армении состоялась церемония вручения премии "Время свободы прессы", приуроченной к Всемирному Дню свободы прессы. В 2012 этот профессиональный праздник журналистов, объявленный Генеральной Ассамблеей ООН 19 лет назад, проходит под девизом "Новые голоса: свобода СМИ, способствующая преобразованию обществ". 

Премия "Время свободы прессы" была учреждена в 2006 Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ "Интерньюс" и Союзом журналистов Армении.

Лауреатом "Времени свободы прессы"-2012 была названа редактор новостного портала газеты "Аравот" Анна Исраелян - за успешное совмещение возможностей традиционных и новых медиа. Анне Исраелян был вручен почетный диплом и традиционный подарок - часы.

В тот же день, 3 мая, в Союзе журналистов открылась фотовыставка "Свобода прессы. Право на получение информации", организованная Центром свободы информации.

Ереванский пресс-клуб поздравляет коллег с праздником и желает журналистскому сообществу Армении свободы, ответственности и качества!

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ ЕПК ПО МОНИТОРИНГУ ОСВЕЩЕНИЯ ВЕЩАТЕЛЬНЫМИ СМИ АРМЕНИИ ВТОРОЙ ДЕКАДЫ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ (18-27 АПРЕЛЯ 2012)

3 мая Ереванский пресс-клуб обнародовал Промежуточный отчет (за 18-27 апреля 2012) по мониторингу освещения вещательными СМИ Армении выборов в Национальное Собрание РА 2012. Поддержку данного исследования  Ереванского пресс-клуба оказывает Офис ОБСЕ в Ереване в рамках проекта “Содействие двум избирательным циклам в Армении”, финансируемого Европейским Союзом. Мониторинг проводится в два этапа: первый этап охватывает период с 1 по 31 марта 2012 (преддверие предвыборной агитации); второй этап - с 8 апреля по 4 мая 2012 (период предвыборной агитации).

Данный этап мониторинга включает период предвыборной агитации - 8 апреля - 4 мая 2012. В настоящем отчете обобщены данные за вторую декаду этого этапа (с 18 по 27 апреля).
 
МОНИТОРИНГОМ охвачены 7 общенациональных телеканалов - Первый канал Общественного телевидения Армении (h1), "Шогакат" (также входящий в структуру Общественной телерадиокомпании), "Армения", "Еркир-медиа", "Кентрон", Второй Армянский телеканал (h2), "Шант", 1 столичный телеканал - “Армньюс” (являющийся единственным в Армении вещателем, лицензия которого предполагает информационную направленность), а также Общественное радио Армении. На перечисленных теле- и радиоканалах исследовались все передачи, выходившие в эфир с 18.00 до 01.00, за исключением политической (предвыборные агитационные материалы), коммерческой и социальной рекламы.

В качестве объекта мониторинга были определены материалы, в которых содержались обращения к 9 политическим партиям и блоку, зарегистрированным ЦИК РА для участия в парламентских выборах по пропорциональной системе. Фиксировались выделенное этим партиям/блоку эфирное время, частота и коннотационность обращений к ним со стороны исследуемых СМИ. (Методологию проведения мониторинга - см. в главе “Общая информация о мониторинге” Промежуточного отчета ЕПК .)

В ЦЕЛОМ, ВО ВТОРОЙ ДЕКАДЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ исследованные вещательные СМИ обеспечили политическим силам равные условия для ознакомления электората с их программами и взглядами. В этом смысле армянские вещатели демонстрируют бесспорный прогресс, по сравнению с предыдущими общенациональными выборами. Вместе с тем количественные данные мониторинга свидетельствуют о том, что отдельные каналы не уделяют должного внимания соблюдению принципа сбалансированного освещения избирательной кампании.
 
Одним из обстоятельств, препятствующих выполнению вещателями их важнейшей функции - содействию информированному, сознательному выбору граждан, остается электоральное поведение политиков. Последние, как и прежде, не всегда своевременно информируют СМИ о своих предвыборных мероприятиях, порой избегают участия в политических дебатах, других дискуссионных передачах. Сохраняется определенная путаница между мероприятиями, являющимися непосредственной частью избирательной кампании, и теми, где лидеры политических сил выступают не в качестве таковых, а в официальном статусе - высокопоставленных должностных лиц государства.

НАИБОЛЬШИЙ ИНТЕРЕС к политическим силам, участвующим в выборах, во второй декаде предвыборной агитации, как и в первые десять дней агитационной кампании, проявил “Армньюс” (здесь и далее количественные результаты мониторинга - см. в таблицах Промежуточного отчета ЕПК). Причем у этого телеканала эфирное время, отведенное партиям/блоку, как и на Общественном радио, распределилось наиболее сбалансировано. Кроме того, на “Армньюс” самой низкой оказалась доля коннотационно окрашенных обращений - 0.8% от общего числа обращений канала.

Ближе других к “Армньюс” по вниманию к политическим силам, как и в предыдущей декаде, расположились “Кентрон” и “Еркир-медиа”. У “Кентрон” несколько большим, чем у “Еркир-медиа”, оказался объем “предвыборного эфира”, а у “Еркир-медиа” - частота обращений к партиям/блоку (по этому показателю “Кентрон” оказался также позади Общественного радио). Однако в плане сбалансированности картина на этих двух телеканалах иная, нежели на “Армньюс”. На “Кентрон” партия “Процветающая Армения” удостоилась более трети от общего времени, отведенного в его эфире всем девяти политическим силам-участницам выборов. У “Еркир-медиа” отрыв лидера по эфирному времени, Армянской революционной федерации-“Дашнакцутюн”, от других партий/блока не столь велик.

У этих же вещателей зафиксирована самая высокая доля коннотационно окрашенных обращений: 7.5% - у “Еркир-медиа” и 7.3% - у “Кентрон”. Причем на “Кентрон” из 24 позитивных обращений 23 пришлись на долю “Процветающей Армении”. На “Еркир-медиа” все 25 позитивных обращений распределились между двумя партиями - “Дашнакцутюн” (12 и ни одного негативного) и “Процветающей Арменией” (13 при двух негативных). В то же время баланс позитивных и негативных обращений к Республиканской партии Армении (РПА) на “Кентрон” составил 0 и 9, а на “Еркир-медиа” - 0 и 6. 

Кстати, впервые за все периоды мониторинга освещения вещательными СМИ Армении парламентских выборов 2012 РПА по совокупному числу коннотационно окрашенных обращений всех исследованных каналов имеет отрицательный баланс - 14 позитивных против 30 негативных обращений. И в целом доля коннотационно окрашенных обращений во второй декаде предвыборной агитации (4.1% от совокупного числа обращений всех исследованных каналах) выросла не только по сравнению с первой декадой (3.1%), но и по сравнению с мартом 2012 (3.8%). Это обусловлено как активизацией взаимных оценочных высказываний между политическими силами, так и различными подходами вещателей к освещению предвыборных мероприятий. В случае с одними партиями журналисты берут блиц-интервью у участников этих мероприятий, что придает позитивный характер всему репортажу, с другими - подобные опросы не практикуются. В одних случаях репортажам присущи приподнятое настроение и восторженная риторика (причем, нередко со стороны авторов материала), в других - сохраняется нейтральный тон, в третьих - можно уловить иронические нотки. И хотя далеко не всегда это дает основание фиксировать коннотационно окрашенные обращения, отсутствие у вещателей единого подхода к освещению предвыборных мероприятий всех политических сил приводит к определенному дисбалансу.

ВО ВТОРОЙ ДЕКАДЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ, как и в предыдущей декаде, зафиксировано достаточно интенсивное освещение событий, не связанных с избирательной кампанией, в которых фигурировали первый и третий номер избирательного списка РПА - президент РА Серж Саргсян и премьер-министр РА Тигран Саргсян. Освещение их непартийной деятельности по-прежнему увеличивает эфирное время РПА на разных каналах в среднем на 20-30%. Таким образом, в среднем непартийной деятельности этих двух представителей высшего руководства Армении ежедневно посвящается 2-3 минуты вечернего эфира каждого канала. Этот объем можно было бы считать приемлемым, если бы речь шла о неотложных публичных мероприятиях. Однако в большинстве случаев они вполне могли бы быть запланированы вне периода избирательной кампании либо освещаться в меньшем объеме. Тем более, что существует неписаное правило: для обеспечения максимально равных условий ведения предвыборной агитации участвующие в ней руководители государства должны сокращать, а не учащать свое появление на публике, не связанное с избирательной кампанией.

Чрезмерное внимание к упомянутым выше событиям привело к тому, что освещение не связанных непосредственно с выборами мероприятий с участием президента и премьер-министра РА составило 52% от всего эфирного времени, отведенного РПА на Общественном радио, и 42.6% - на телеканале “Шант”. Причем и в первой декаде предвыборной агитации Общественное радио проявило примерно такое же внимание к непартийной деятельности лидеров республиканцев (49.2%). За счет соответствующих репортажей республиканцы на всех исследованных каналах заметно оторвались по частоте обращений от других партий. В плане объема освещения непартийной деятельности лидеров политических сил похожая ситуация сложилась и на “Кентрон” с первым номером избирательного списка “Процветающей Армении” и президентом Национального Олимпийского комитета Армении Гагиком Царукяном. Его деятельности в качестве главы НОК в исследованном вечернем эфире “Кентрон” было уделено больше внимания, чем в целом некоторым партиям на отдельных каналах.     

Первый канал ОТА, “Армения”, Второй Армянский телеканал не выделились во второй декаде предвыборной агитации чем-то особенным, требующим отдельного комментария. Еще один из 9 исследованных вещателей “Шогакат”, как и на предыдущих этапах мониторинга, оставался верен своему профилю - телеканала духовно-культурной направленности. В его передачах, включенных в мониторинг, зафиксировано всего 12 обращений к политическим партиям/блоку. Соответственно, анализ и сравнения, приводимые в данном отчете, не затрагивают этого вещателя.

БОЛЕЕ ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ количественных данных мониторинга будет представлен в заключительном отчете после 6 мая 2012.

Полностью Промежуточный отчет ЕПК за 18-27 апреля 2012, а также отчеты за предыдущие этапы мониторинга размещены здесь.

“ЛИЦО СТРАНЫ” - ПРЕДВЫБОРНЫЕ ДЕБАТЫ МЕЖДУ “ОБЪЕДИНЕННЫМИ АРМЯНАМИ” И “ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ АРМЕНИЕЙ”

3 мая в вечернем эфире телекомпании "Еркир-медиа" состоялись заключительные  предвыборные дебаты цикла "Еркри демкэ" ("Лицо страны"), осуществляемого Ереванским пресс-клубом в рамках программы "Альтернативные медиа-ресурсы", поддержанной Агентством США по международному развитию (USAID).

Гостями ведущего передачи - президента ЕПК Бориса Навасардяна были член Политсовета партии "Объединенные армяне" Гурген Овсепян и член Политсовета партии "Процветающая Армения" Тигран Улиханян. Избирательный блок Армянский национальный конгресс отклонил приглашение принять участие в этой передаче. Темой дискуссии стали социально-экономические вопросы в программах партий.

"Лицо страны" от 3 мая 2012 смотрите здесь


ИЗ ЦИКЛА "Е-КЛУБ": ИНТЕРНЕТ И ПАРТИИ, БАЛЛОТИРУЮЩИЕСЯ В НС РА

1 мая в Интернет-вещании телекомпании "А1+" (www.a1plus.am) вышла очередная передача еженедельного цикла "Е-клуб". Производство "Е-клуба"
осуществляется Ереванским пресс-клубом совместно с телекомпанией "А1+" в рамках программы "Альтернативные медиа-ресурсы", поддержанной Агентством США по международному развитию (USAID).
 
Данная передача несколько отличалась от предыдущих - в связи с приближающимися 6 мая 2012 выборами в Национальное Собрание РА. В последнюю неделю избирательного марафона в девяти сюжетах "Е-клуба" рассказывалось об Интернет-ресурсах всех девяти политических партий/блока, участвующих в выборах. Рейтинг он-лайн ресурсов и горячих тем прошедшей недели представила журналист и публицист, кандидат в депутаты по избирательному списку Армянского национального конгресса Заруи Ованнисян. В топ-листе веб-сайтов лидирует новостной портал www.lragir.am, наиболее обсуждаемым событием стали парламентские выборы в Армении. 
 
Следующая передача цикла "Е-клуб" выйдет на "А1+" во вторник 8 мая в 15.50 (повтор - в четверг 10 мая в 18.20).

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ И РАДИО ПРЕДСТАВИЛА РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО МОНИТОРИНГА ЗА 8-24 АПРЕЛЯ 2012

27 апреля Национальная Комиссия по телевидению и радио обнародовала промежуточные результаты мониторинга по обеспечению теле-, радиокомпаниями Армении равных условий для партий/блока и кандидатов, участвующих в выборах в Национальное Собрание РА по пропорциональной и мажоритарной избирательной системе. Напомним, что мониторинг осуществляется НКТР в соответствии с Избирательным кодексом РА; данные исследования за 8-14 апреля 2012 были опубликованы 17 апреля (см. Еженедельный бюллетень ЕПК от 13-19 апреля 2012).

Во втором отчете НКТР представлены количественные результаты за 8-24 апреля 2012: объем эфирного времени, выделенного партиям/блоку и кандидатам-мажоритарникам в передачах теле-, радиокомпаний, а также платное/бесплатное эфирное время, предоставленное вещателями для предвыборной агитации партий/блока и кандидатов. В отчете регулирующего органа также отмечается, что за исследованный период нарушений порядка предвыборной агитации, установленного Избирательным кодексом, со стороны теле-, радиокомпаний не было.

С отчетом НКТР за 8-24 апреля 2012 (на армянском языке) можно ознакомиться на http://www.tvradio.am/uploads/0814.pdf.

ВТОРОЙ ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ МИССИИ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОБСЕ/БДИПЧ

27 апреля Миссия наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ представила второй промежуточный отчет (за 3-24 апреля 2012) по выборам в Национальное Собрание РА. В отчете, в частности, приводятся результаты мониторинга освещения СМИ Армении парламентских выборов. Мониторинг охватывает 6 общенациональных телеканалов (Первый канал Общественного телевидения Армении, Второй Армянский телеканал, "Армения", "Шант", "Еркир-медиа", "Кентрон"), две радиостанции (Общественное радио Армении, Радио “Свободная Европа”/Радио “Свобода”) и одну официальную газету (“Айастани Анрапетутюн”).

Второй промежуточный отчет Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ (3-24 апреля 2012) размещен на http://www.osce.org/odihr/elections/90095 (на английском языке) и http://www.osce.org/hy/odihr/elections/90104 (на армянском языке).

С первым промежуточным отчетом Миссии наблюдателей ОБСЕ/БДИПЧ (22 марта - 2 апреля 2012) можно ознакомиться на http://www.osce.org/odihr/elections/89516 (на английском) и http://www.osce.org/hy/odihr/elections/89528 (на армянском).

ДЕСЯТЬ ЛЕТ В НЕСВОБОДЕ

1 мая международная правозащитная организация "Фридом хауз" обнародовала ежегодный доклад о свободе прессы в мире в 2011. Ситуация в СМИ оценивалась "Фридом хауз" по шкале от 1 до 100 баллов по следующим категориям: свободные (1-30 баллов), частично свободные (31-60 баллов), несвободные (61-100) - чем ниже балл, тем выше степень свободы. Последняя определялась по трем параметрам: законодательная, политическая и экономическая среда, в которой действуют медиа. На основании суммы результатов по этим параметрам выводился обобщенный рейтинг положения СМИ в конкретной стране.

Из 197 исследованных в 2011 стран и территорий в 66 (или 33.5%) СМИ были признаны свободными, в 72 (36.5%) - частично свободными и в 59 (30%) - несвободными. Иными словами, лишь 14.5% обитателей Земли живут в странах со свободной прессой, 45% - с частично свободной и 40.5% - с несвободной.

Согласно исследованию "Фридом хауз", в 2011 СМИ Армении по-прежнему (с 2002) пребывают в категории несвободных. Причем, рейтинг армянских медиа остался таким же, как и в 2010 - 65 баллов.

Доклад "Фридом хауз" за 2011 см. на http://www.freedomhouse.org/report/freedom-world/freedom-world-2012.

При перепечатке или использовании нашей информации просим ссылаться на Ереванский пресс-клуб.

Будем благодарны за Ваши отзывы и предложения по бюллетеню, которые Вы можете послать по e-mail адресу: pressclub@ypc.am

Подписка на бюллетень бесплатная. Если Вы хотите подписаться или отказаться от рассылки, пошлите, пожалуйста, e-mail по адресу: info@ypc.am

Редактор Бюллетеня ЕПК - Элина ПОГОСБЕКЯН

Выберите год

Выберите месяц


Title Title Title Title Title Title Title